Традиционные гончарные изделия (технологии) одновременно Просты и Сложны.
Простота определятся как назначением изделий, так и возможностью их самостоятельного индивидуального (а не промышленного) «производства».
В связи с этим народные гончарные изделия редко украшались дополнительными элементами в виде декоративной лепнины или орнаментальной росписи, как это характерно для майолики, фаянса или фарфора (которые обычно изготавливаются методом литья или штамповки, хотя основа может быть сделана и на гончарном круге).
Народные гончарные изделия – это чистая совершенная Форма! Именно в совершенстве этой формы и заключается вся СЛОЖНОСТЬ. Хорошему гончару порой требуется пять-семь лет, чтобы освоить это «простые» формы. Совершенство формы требует совершенства как умения, так и миропонимания гончарного мастера, а это приходит только с опытом.
Также каждое гончарное изделие неповторимо и часто делается под конкретного человека (заказчика). И в этом тоже своя сложность. Мастер должен понять и выполнить пожелание будущего владельца Изделия. Придать ему индивидуальные особенности и др.
Следуя этой традиции в Мастерской «Б-3» никогда не делаются изделия «по шаблонам».
Традиционная гончарная Посуда – абсолютно Экологична как по составу используемых материалов, так и по технологии изготовления. В ней обычно не используется даже глазурь.
Каждое гончарное изделие Мастерской проходит все традиционные 5-ть этапов «производства». А именно:
1) изделие (и большая часть его элементов, таких как носики, крышки-волохи и даже ручки) «вытягивается» из природной (а не полимерной) глины на гончарном круге;
2) после предварительной сушки каждое изделие (в «кожетвёрдом состоянии») ЛОЩИТСЯ для придания блеска и упрочнения поверхностного слоя глины;
3) все изделия проходят утельный высокотемпературный обжиг до полного спекания «глиняного черепка»;
4) после утельного обжига изделия «купаются» в молоке (молочение) или масле и подвергаются низкотемпературному обжигу;
5) и, наконец, каждое изделие ВОЩИТСЯ, т.е. натирается до блеска натуральным воском.
Такая технология обеспечивает необходимую «защиту» поверхности изделия от излишнего влагопоглощения и придает ему НЕПОВТОРИМЫЙ вид, а пище -неповторимый вкус.
Традиционные гончарные формы условно можно разделить на несколько "типов" по соотношению высоты и ширины гончарного сосуда, а также по способам его изготовления на гончарном круге. Ниже представлены основные из этих типов:
1. Горшковые (горшочные) формы.
К ним относятся просто горшки-большие и малые;
Горшки-Корчаги -для хранения сыпучих продуктов.
Специальные горшки типа Братины (большой горшок с ручками для совместной трапезы) или Горлача .
И конечно разнообразные кружки -кумочки, кандюшки, тушки; кашники и др.
2. Криночные формы.
Простые кри(ы)нки отличаются от горшков только тем, что их высота больше максимальной ширины (обычно в пропорциях близких к золотому сечению Ф=1,618...).
Прилепив к кринке ручку мы уже имеем кувшин, а если ручек две-то это уже амфора (по гречески просто "сосуд с двумя ручками").
Традиционные кувшины очень функциональны и содержат только "чистые" линии - прямые, полуокружности и параболы (гиперболы).
Однако декорирование кувшина дополнительными элементами может превратить его в произведение "светского" искусства как в стиле барроко, так и рококо.
Также несколько вдалеке от народной традиции стоят "декоративные гончарные Вазы". Хотя слово "Ваза" по итальянский означает просто "сосуд". А Гончар в Италии будет звучно обзываться "Вазарием"!
Дальнейшее "развитие" криночный тип формы приобретает вместе с приклеиванием носика.Различные формы чайников нам привычны,
а вот сосуды типа "рукомоя-урыльника", гречишника, дойника или кувшина-полевика уже почти не встречаются в обиходе.
Зато "восточные" кумганы (сосуд пустыни) можно встретить по сей день.
3. «Тарелочные» формы.
К тарелочным формам относятся как традиционные плошки, миски, тарелки, сковородки или супницы, так и уже забытые "кисельницы" и "солила".
4. «Закрытые» формы.
Отличаются "технологией" изготовления сосуда на гончарном круге.
Типичный представитель "закрытой" формы -кухля -перевёрнутый бочонок на ножках с носиком,горлышком и ручкой(-ками). Назначение кухли разнообразное. Её использовали для кваса, вина, медовухи и других напитков.
Также закрытая форма использовалась для Бочкарей, Елейников (сосуд для хранения растительного масла), керосиниц и баклаг. А при желании можно было выкрутить даже Гончарный самовар!
5. Формы на основе ТОРа.
Эти сосуды также отличаются технологией изготовления формы тора на гончарном круге. Сама форма и приёмы её "выкручивания" непросты. Но зато и изделия получаются красивые. Например-квасники.
Разнообразие форм для каждого "типа" настолько обширно, что уместить их в данном разделе не представляется возможным.
|