Современное оборудование  Гончарная Мастерская-Школа "Б-3"   Традиционые технологии

                  Новый сайт Гончарной Студии-Школы :  www.studio-yaro.com 

*Обучение Гончарному 
Ремеслу  - Мастерству -Искусству(Гончарные Курсы, Курсы Керамики)

 **Занятия с Глиной для детей:
Глиняная "Математика-Строительство"  (от 10 лет)Глиняная "АЗ-БУКА" (6-9 лет) 

***Проведение Мероприятий-Праздников в Гончарной Студии

**** Выездные Гончарные Классы

*****Гончарные изделия под Заказ
  г.Королёв Московской области                 +7-916-533-7-775   +7-917-533-3-775         andrew-yaro@yandex.ru                          
Меню сайта
Категории раздела
Как к нам Добраться
    Мастерская расположена в Доме-Усадьбе в историческом подмосковном посёлке БОЛШЕВО, по адресу Бурковский проезд, 3.
  * Проезд на автомобиле:  по Ярославскому шоссе- 10 км от МКАД.
    * На электричке: с Ярославского вокзала до станции Болшево (25мин. -
"Спутник", 38 мин.-простая  эл-ка. Далее 5-7 мин. пешком.
   *удобный и быстрый подъезд из близлежащих городов и посёлков: Мытищи, Пушкино, Щёлково, Загорянский, Ивантеевка, Фрязино.  
  

Статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 18 » Традиционные гончарные технологии
15:09
Традиционные гончарные технологии
 Мастерская-Школа В-3 в своей деятельности старается сохранить Традиционные гончарные технологии и виды гончарных изделий, которые условно можно отнести к "народному искусству". В первую очередь, это технологии и изделия, используемые простыми людьми на протяжении сотен лет в БЫТУ. 
  Гончарные изделия Народа, в отличии от изделий  "светского" искусства, отличались простотой и функциональностью форм, достаточно скупым цветовым оформлением и декорированием, а также доступностью способов изготовления (технологий). 
   И это понятно, ведь речь идёт об изделиях, которые изготавливались в огромных количествах, и использовались каждый день в каждой "народной" семье. Гончарная посуда была самая доступная и вероятно поэтому у любой хозяйки в доме было не менее 20-30 видов гончарных изделий. Все они имели своё, строго определённое назначение.  Посуда для приготовления пищи в печи, для хранения продуктов и их "консервирования", для подачи "на стол", для "транспортировки" Еды (например, в поле).  Да мало ли было таких назначений.  Гончарными были дойники- под молоко и кубышки- под деньги. Гончарными делались сосуды под хранение керосина и кацеи.
  В дореволюционной России только крупных гончарных промыслов было больше 200. А уж  мелким не было счёта.
  Так какими "технологиями" пользовались гончарные ремесленники?
 То, что изделие вытягивалось на ручном или ножном гончарном круге -понятно. Более сложные или крупные гончарные изделия часто были "составными", т.е. разные части (например, тулова) или детали (носики, горлышки, крышки-волохи и даже ручки) одного изделия по-отдельности выкручивались, а далее "склеивались" на шликер (обычная разведённая водой глина).
 Конечно некоторые элементы (ручки и др.) изготавливались вручную - обычной лепкой- из остатков глины.  
 Дальнейшая же обработка изделия определялась его назначением. Так как главным образом это была посуда, то основная задача гончара заключалась в том, чтобы поверхность легко чистилась, а глиняные стенки не сильно впитывали содержимое сосуда.  Всем известно, что глина после обжига обладает пористостью и имеет достаточно высокое влагопоглощение (до 10%).
  Конечно эти свойства определяются типом (составом) глины и температурой обжига.  Но для изготовления простой посуды использовалась глина, которая была "под руками", а обжиг проводился в обычной русской печи (где температуру сложно поднять выше 900-950 градусов) или самодельном горне.  
  Глазури же для "защиты" поверхности изделия почти не использовали. Это было дорого и "нетехнологично" (требовало 2-го "политого" обжига при более высокой температуре).  Да и покрытие глазурью переводило керамические  Гончарные изделия (про которые мы и говорим) в разряд Майолики или Фаянса.
  Поэтому в процессе сушки изделия ЛОЩИЛИСЬ. Для этой цели пользовались обычными ложками  отполированными камушками или деревяшками.  При лощении поверхность изделия приобретала блеск, но что самое главное -она упрочнялась (за счёт пластической деформации) и становилась менее пористой. Лощили как наружную, так и внутренюю поверхность изделия, но чаще ограничивались наружной. Операцию эту проводили на изделии в "кожетвёрдом" состоянии, когда глина после небольшой сушки уже приобретала жесткость, но ещё не теряла пластичность.  Эту стадию нужно было не пропустить, иначе...
  Вообще Сушка гончарных изделий тоже имела свои особенности и даже хитрости.  Всем понятно, что при сушке происходит усадка и вначале сохнут тонкие и "наружные" части изделия. Это приводит к появлению локальных "напряжений-деформаций" и изделие может треснуть. А уж бороться с трещиной- дело пустое!   Поэтому сушили изделия постепенно, никакого солнышка и сквозняка. Если глина была слишком пластичной или влажной, и давала большую усадку при сушке (до 10% по размеру) приходилось горлышки (венчики) сосудов обматывать влажной тряпкой для равномерной сушки изделия. А уж сушка изделий с тонкими стенками (3-4 мм) превращалось в искусство!
   После (или До) лощения проводили декорирование изделия. Опять же в кожетвёрдом состоянии на наружную поверхность наносился твёрдым предметом обределённый орнамент или рисунок.  Обычно площадь орнамента не превышала 10-20% поверхности сосуда, и он носил старинный оберёговый характер.
  Иногда для декорирования использовали "наклёп" или роспись цветными глинами (ангобами), опять же по "сырой" поверхности.
  Далее шёл дровяной Обжиг. 
Сейчас, когда гончары больше используют электрические печи с контролем температуры (или даже с програматорами режимов обжига), этот процесс кажется простым.  Но регулировать скорость нагрева, охлаждения, да и саму температуру обжига в дровяной печи -это искусство, требующее большого опыта.
   продолжение следует...
 
 
Просмотров: 1556 | Добавил: Андрей-я | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сайт создан в системе uCoz