Мастерская-Школа В-3 в своей деятельности старается сохранить Традиционные гончарные технологии и виды гончарных изделий, которые условно можно отнести к "народному искусству". В первую очередь, это технологии и изделия, используемые простыми людьми на протяжении сотен лет в БЫТУ.
Гончарные изделия Народа, в отличии от изделий "светского" искусства, отличались простотой и функциональностью форм, достаточно скупым цветовым оформлением и декорированием, а также доступностью способов изготовления (технологий).
И это понятно, ведь речь идёт об изделиях, которые изготавливались в огромных количествах, и использовались каждый день в каждой "народной" семье. Гончарная посуда была самая доступная и вероятно поэтому у любой хозяйки в доме было не менее 20-30 видов гончарных изделий. Все они имели своё, строго определённое назначение. Посуда для приготовления пищи в печи, для хранения продуктов и их "консервирования", для подачи "на стол", для "транспортировки" Еды (например, в поле). Да мало ли было таких назначений. Гончарными были дойники- под молоко и кубышки- под деньги. Гончарными делались сосуды под хранение керосина и кацеи.
В дореволюционной России только крупных гончарных промыслов было больше 200. А уж мелким не было счёта.
Так какими "технологиями" пользовались гончарные ремесленники?
То, что изделие вытягивалось на ручном или ножном гончарном круге -понятно. Более сложные или крупные гончарные изделия часто были "составными", т.е. разные части (например, тулова) или детали (носики, горлышки, крышки-волохи и даже ручки) одного изделия по-отдельности выкручивались, а далее "склеивались" на шликер (обычная разведённая водой глина).
Конечно некоторые элементы (ручки и др.) изготавливались вручную - обычной лепкой- из остатков глины.
Дальнейшая же обработка изделия определялась его назначением. Так как главным образом это была посуда, то основная задача гончара заключалась в том, чтобы поверхность легко чистилась, а глиняные стенки не сильно впитывали содержимое сосуда. Всем известно, что глина после обжига обладает пористостью и имеет достаточно высокое влагопоглощение (до 10%).
Конечно эти свойства определяются типом (составом) глины и температурой обжига. Но для изготовления простой посуды использовалась глина, которая была "под руками", а обжиг проводился в обычной русской печи (где температуру сложно поднять выше 900-950 градусов) или самодельном горне.
Глазури же для "защиты" поверхности изделия почти не использовали. Это было дорого и "нетехнологично" (требовало 2-го "политого" обжига при более высокой температуре). Да и покрытие глазурью переводило керамические Гончарные изделия (про которые мы и говорим) в разряд Майолики или Фаянса.
Поэтому в процессе сушки изделия ЛОЩИЛИСЬ. Для этой цели пользовались обычными ложками отполированными камушками или деревяшками. При лощении поверхность изделия приобретала блеск, но что самое главное -она упрочнялась (за счёт пластической деформации) и становилась менее пористой. Лощили как наружную, так и внутренюю поверхность изделия, но чаще ограничивались наружной. Операцию эту проводили на изделии в "кожетвёрдом" состоянии, когда глина после небольшой сушки уже приобретала жесткость, но ещё не теряла пластичность. Эту стадию нужно было не пропустить, иначе...
Вообще Сушка гончарных изделий тоже имела свои особенности и даже хитрости. Всем понятно, что при сушке происходит усадка и вначале сохнут тонкие и "наружные" части изделия. Это приводит к появлению локальных "напряжений-деформаций" и изделие может треснуть. А уж бороться с трещиной- дело пустое! Поэтому сушили изделия постепенно, никакого солнышка и сквозняка. Если глина была слишком пластичной или влажной, и давала большую усадку при сушке (до 10% по размеру) приходилось горлышки (венчики) сосудов обматывать влажной тряпкой для равномерной сушки изделия. А уж сушка изделий с тонкими стенками (3-4 мм) превращалось в искусство!
После (или До) лощения проводили декорирование изделия. Опять же в кожетвёрдом состоянии на наружную поверхность наносился твёрдым предметом обределённый орнамент или рисунок. Обычно площадь орнамента не превышала 10-20% поверхности сосуда, и он носил старинный оберёговый характер.
Иногда для декорирования использовали "наклёп" или роспись цветными глинами (ангобами), опять же по "сырой" поверхности.
Далее шёл дровяной Обжиг.
Сейчас, когда гончары больше используют электрические печи с контролем температуры (или даже с програматорами режимов обжига), этот процесс кажется простым. Но регулировать скорость нагрева, охлаждения, да и саму температуру обжига в дровяной печи -это искусство, требующее большого опыта.
продолжение следует...
|