Родители получили 2-х комнатную квартиру в новом 5-и этажном доме на 170 квартир. Нам досталась квартира №164. Мне всегда нравилось это Число - легко запомнить: 100+64 или 10²+8².
В доме многие квартиры получили рабочие и служащие завода "Красный инструментальщик" (сокращённо "Крин"), на котором отец работал начальником инструментального (основного) цеха. Так получилось, что семьи, поселившиеся в нашем доме, родители и дети были примерно одного возраста. И почему-то ребят было больше. Так, волею Его Величества Случая, у нас собралась дружная команда дворовых ребят, человек так 15-20. И «развернуться» нам было где.
Наш Дом был построен в старой части г.Кирова, рядом с крутым берегом реки Вятки. Ранее это место называли Семёновской пустошью, а после 1812 года здесь обосновалась городская ярмарка, и возник "Верхний" рынок. Чего только тут не продавали... Все ремесленники Вятки везли на Верхний рынок свои товары. А их, ремесленников, Вятская земля вырастила немало, и наградила щедрым талантом тонко чувствовать неброскую северную Природу. Красота этих мест действительно «неяркая», она как бы создана из полутонов. Возможно, поэтому «недостаток» Ярких красок Природы, люди часто компенсировали в своих изделиях, используя чистые, сочные краски.
Вероятно, всем известна Дымковская игрушка, промысел, возникший в Слободе Дымково, в заречной части города. Слово «слобода» родственно со «свобода», т.к. слободой назывались поселения вокруг города, освобождённые с 12 века от налогов-податей. Такая «свобода» предоставлялась Государством для развития Ремёсел, Промыслов, была распространена по всей Руси и, поселения с такими названиями встречались очень часто. В Кировской области, например, есть старинный город Слободской.
Но не только Дымковской игрушкой славилась Вятка. Нолинские матрёшки, Кукарские кружева, шкатулки из капа-корня… Можно перечислять долго. Что-то ещё осталось, а что-то «кануло в Лету».
Так вот в центре этой пустоши, посреди ярмарки, в середине 19-го века по проекту ссыльного (в Вятку) академика архитектуры Александра Витберга, на собранные в течение более 20 лет народные средства, был воздвигнут величественный Александро-Невский Собор. За Красоту, Гармонию и «золотые звёзды на голубом куполе» Собор называли «путеводным маяком Казанского Тракта». К сожалению недолго он украшал Вятку и всю Россию. В 1937 году Собор был взорван.
А на его месте и месте ярмарки в начале 60-х годов 20 века была построена Кировская филармония и обоснован Парк имени Ю.Гагарина. Вот в этом парке, который с одной стороны буквой «Г» огораживал наш дом, и прошло наше детство. Во дворе дома, граничащем с парком, была, силами домоуправления и жильцов, построена настоящая хоккейная коробка. А на крыше дома был установлен огромный прожектор. Так что жизнь наша – во дворе - проходила под пристальным вниманием (при помощи прожектора) наших родителей. Для этого им нужно было только выглянуть в окно. Ближе к 9-10 часам вечера начиналась перекличка родителей и бабушек: «Игорь (Сергей, Андрей и др.) - домой!».
Но домой никто не спешил. Кроме постоянной игры в футбол, хоккей - у нас был ещё Парк. И не просто Парк - а место археологических раскопок. Старые монеты, иногда даже 18 века («деньга»), мы находили постоянно. У каждого была своя коллекция, которая пополнялась и обменивалась. Были в Парке и старые кирпичные подземные ходы, которые вероятно соединяли Собор с находящейся рядом Серафимовской церковью. Про Ходы эти уже все забыли, а они давали о себе знать, периодическими обвалами.
Далеко опускаться в ходы мы боялись, запах в них стоял тяжёлый, да и очень ветхими они были. Того и гляди завалит. Но прятаться в них было удобно. Одним словом интересных занятий во дворе и парке придумывать не приходилось - они были «под руками». Поэтому жизнь наша проходила больше во дворе, чем в квартире. Однако и в квартире было интересно.
«Моя» первая Мастерская была организована Отцом, за неимением других помещений, в кладовке квартиры. В ней на площади не более 4 кв. метров он умудрился разместить всё необходимое для занятий любым ремеслом.
Воспитанный своим дедом во время войны (в деревне Колпаки), Отец с детских лет стал Мастером. Чего он только не умел делать… И чего только не делалось в этой импровизированной Мастерской (иногда правда использовалась и кухня, но мама этого не любила). В ней была сделана почти вся наша мебель, причём мебель шпонированная, и вся по собственным проектам с секретами. Например, на лакированных спинках наших детских кроватей при определённом угле просмотра можно было увидеть контуры фигур с картины В.Васнецова «Три богатыря».
Отец занимался резьбой по дереву, литьём бронзы, вязанием сетей, плетением корзин, … Он мог сшить любую одежду, начиная с фирменных домашних тапочек и кончая опять же фирменной фуражкой. Мог подшить валенки, при необходимости сплести лапти и т.д. и т.п.
Отец никогда не сидел без дела. Он даже на отдыхе постоянно что-то мастерил. Мы часто ездили в отпуск в дом отдыха «Вишкиль», что недалеко от Котельнича. Так и там он плёл корзины, делал луки, свистульки и др. Народ отдыхал, а он трудился. Так было заведено в деревне, где он родился и жил в трудные военные годы. Труд уважался, а бездельников не любили и презирали… сообща!
К отцу постоянно кто-то обращался за советом или просто приносил в починку разные вещи - от обуви до старинных часов. Он мог починить практически всё.
В нашей Мастерской можно было найти любой необходимый инструмент, причём большая часть его была самодельная. Хотя был и очень профессиональный инструмент, пользоваться которым мог только человек знающий - микрометры, угломеры, разные струбцины, свёрла, метчики и плашки, цанги - диаметром от 1 мм и с шагом через 0,1 мм.
Также в Мастерской было огромное разнообразие «вспомогательных» материалов:
-гвозди, шурупы, болты, гайки и др. разного «калибра», разложенные по коробочкам на фирменных отцовских стеллажах;
- разные породы дерева, включая самые экзотические типа «бальсы» или железного дерева, в т.ч. и тонкий шпон;
- кожа, войлок, металл в т.ч. титан и и др;
-клей, краски, лаки и растворители разных видов.
Перечислять содержимое Мастерской можно долго. Важно, что всё это не просто лежало, но лежало на своём месте и в нужный момент использовалось по назначению.
Мы с братом постоянно привлекались в помощь отцу и, понемногу учились разным приёмам столярной, слесарной и другой работы. Это нам часто помогало в нашей школьной и дворовой жизни, и выгодно отличало нас от других ребят. Друзья, приходя к нам в гости, подолгу задерживались в этой Мастерской. И не просто задерживались, а порой что-то совместно делали.
Я, например, чинил и делал клюшки для хоккея ребятам всего двора. Делал из подручного материала (дерева, кожи, войлока) защиту для хоккея, включая вратарскую. В то время это фирменная форма (да и просто заводская клюшка) была нам недоступна и мы играли в том, что сами придумали и сделали. «Хитом» одного хоккейного сезона была моя фирменная, как бы сейчас сказали «композиционная» клюшка. Рукоять была деревянная (от чьей-то сломанной клюшки), а вот крюк был из дюралюминиевого листа - лёгкий, но прочный (металл!!!). Соперники боялись моей клюшки «как огня» и не напрасно. Нарубил я (в прямом смысле) этой клюшкой немало дров (чужих клюшек).
Часто совместно на кухне отливались оловянные солдатики. Причём сначала делались гипсовые ( алебастровые) формы, а затем проходило литьё -прямо на газовой горелке.
Я очень неплохо умел шить и мог за день скроить фирменные джинсы, которые на барахолке тогда стоили 200-250 рублей. Причём эти джинсы порой были лучше тех, что продавались с рук. В сложные (финансово) студенческие годы умение шить меня здорово выручало. Немало друзей щеголяло в моих «фирменных» джинсах (правда, лейблы и пуговицы были типа "Lee Cooper”,"Montana” и т.п.).
Многое из того, чему отец научил нас в детстве, пригодилось мне и в студенческие времена и в первые годы самостоятельной жизни. Да и верно служит по сей день. Где бы я ни жил (а мест пришлось поменять не мало): в общежитии, в арендованной квартире или в своём жилище, я всегда старался найти «угол» для импровизированной Мастерской и везде таскал с собой тяжёлую сумку с инструментом, большую часть которого мне подарил Отец.
Эта «потребность» родилась в «мастерской» Отца - в нашей кладовке 2-х комнатной квартиры. В тех 4-х квадратных метрах! За что ему (Отцу) низкий поклон и пожелание долгих лет!
|